Что будет если обмануть страховую компанию

И никакого мошенничества?
Можно ли обмануть страховую компанию так, чтобы потом не было мучительно больно

По статистике, до 70% всех случаев страхового мошенничества приходится на автострахование. Считается, что если взять в долю инспектора ГИБДД и страхового агента, то мошенничество вполне может увенчаться успехом.

Самые простые способы отъема денег у страховщиков хорошо известны:

1) выставление счета за ранее полученные повреждения,

2) сговор богатых автовладельцев с бедными и готовыми взять вину на себя,

3) подставы на дорогах,

4) фальсификация документов по технической экспертизе,

5) страхование в нескольких компаниях.

Страховые компании пытаются противодействовать реальным и мнимым мошенникам.

— Для того чтобы у компании не возникало вопросов при рассмотрении страхового случая, ваша задача не давать повода для обвинений, — говорит директора Санкт-Петербургского филиала «Московской страховой компании» Радий Негодин. — Если все оформлено правильно и честно, то никаких подозрений у нас не возникнет.

— А в каких случаях они могут возникнуть?

— Особо пристальное внимание уделяется таким случаям, когда, например, пострадавшая и виновная стороны живут в одном доме, на одной лестничной площадке, работают в одной фирме — тогда возникает подозрение в сговоре. А вообще опытные страховщики выделяют два основных признака мошенничества в автостраховании. Во-первых, это несоответствие повреждений автомобиля характеру дорожной ситуации. Во-вторых, если «потерпевший» старается как можно быстрее отремонтировать машину и только потом показывает ее автоэксперту страховой компании.

Со страхованием автомобиля в нескольких компаниях страховщики борются довольно успешно.

— У страховых компаний до сих пор нет единой базы данных, — признает Зураб Кинцурашвили, — и, соответственно, нет возможности моментально получить информацию о том, не застрахован ли человек в нескольких компаниях. Но на самом деле, мы уже научились с этим справляться: делаем электронную почтовую рассылку по другим компаниям с запросами: «Такой-то автомобиль с таким-то номером, просим сообщить, застрахован ли он в вашей компании и подавал ли владелец на выплату». В этом случае страховые компании всегда идут навстречу — просматривают базы и ищут, не повторяются ли у них заявки.

«Двойное» страхование бывает и более хитрым — не по одному, а по двум разным видам страхования.

— Очень часто встречаются такие ситуации, когда машина пострадавшей стороны застрахована по ОСАГО в одной компании, а по КАСКО в другой, и клиент решает получить выплату с обеих, — говорит Радий Негодин. — Если есть подозрения, что имеет место случай мошенничества, то специалисты управления выплат нашей компании отправляют запросы в другие компании, проверяют регистрацию ДТП по базе ГИБДД (что, к сожалению, не всегда возможно). Если появляются хотя бы косвенные доказательства мошенничества клиента, то ему предлагается забрать свое заявление, а его фамилия заносится в «черный список». После этого такие граждане обычно не настаивают на выплате, так как понимают: если факт мошенничества будет доказан, им грозит уголовное дело.

Некоторые страховые фирмы, кстати, заявляют, что пойманный на попытке дважды получить страховую сумму клиент вообще ничего не получит. Это не так.

— Последствием двойного страхования, в соответствии с п.4 ст. 951 ГК РФ, является сокращение суммы выплаты каждым страховщиком. При этом общая страховая выплата, произведенная всеми страховщиками, не может быть больше размера ущерба либо действительной стоимости транспортного средства, — комментирует заместитель начальника Межрегионального центра управления урегулирования убытков Северо-Западного филиала Страховой группы «УралСиб» Борис Михайлин. — Однако и здесь у нас возникают определенные трудности — ведь ни один страховой мошенник не заявит, что он застрахован в другой страховой компании, а если у нас все-таки возникает подозрение, то тут преградой встает ст. 946 ГК РФ — «Тайна страхования».

Другие серьезные формы мошенничества — это лжеаварии уже поврежденной машины, получение за взятку у инспекторов ГИБДД справки о выгодных для пострадавшего причинах ДТП и «подставы» (говорят, что их происходит все меньше, но они стали более изощренными). Мошенничества зачастую совершаются с привлечением сотрудников ГИБДД и/или агентов страховых компаний. Вот один из не самых вопиющих, но недавних случаев, произошедших в «СЗСК»:

— Наши аварийные комиссары всегда фотографируют место ДТП; на одной из таких фотографий было явно видно, что оба участника ДТП пьяны. При этом сотрудник ГИБДД записал, что они трезвые. Судя по всему, у него был интерес. Отказать в выплате у нас, к сожалению, не было оснований.

— А когда такие основания бывают?

— Например, если виноват наш страхователь, но у пострадавшей стороны нет талона техосмотра. Пострадавшие, конечно, возмущаются, но по закону такие транспортные средства не допускаются к эксплуатации — без талона ТО они считаются неисправными.

По словам Бориса Михайлина, распространенным видом нарушений является управление транспортным средством лицом, не указанным в полисе ОСАГО. Если такое лицо по собственной вине совершит ДТП, то страховая компания сначала возместит вред, причиненный потерпевшему, но потом будет вправе предъявить регрессный иск к виновному в ДТП или к страхователю (то есть фактически к владельцу авто. — А. К.).

Кроме того, основанием для регрессного требования могут являться еще несколько причин: 1. если у лица, причинившего вред потерпевшему, не было прав на управление данным транспортным средством; 2. если лицо, причинившее вред, скрылось с места ДТП; 3. если транспортное средство использовалось в период, не указанный в договоре; 4. если лицо, управляющее транспортным средством, находилось в состоянии опьянения. В Северо-Западном филиале СГ «УралСиб» за последний год было предъявлено несколько регрессных требований к пьяным водителям.

Самая распространенная претензия клиентов к страховым компаниям — задержки в выплатах. «По закону у страховщиков есть 15 дней на выплату, — говорит начальник отдела урегулирования убытков «Северо-Западной страховой компании» Зураб Кинцурашвили. — Обычно мы и платим на 14 — 15-й день, так как надо успеть многое проверить».

Проверять зачастую приходится и качество работы дознавателей ГИБДД.

«У нас был случай, — рассказывает Зураб Кинцурашвили, — сотрудники ГИБДД при составлении протокола о ДТП вписали в него повреждение левого крыла, но не вписали повреждение левой двери. То ли не заметили, то ли забыли. Возможно, наш клиент поначалу тоже не заметил, но потом стал настаивать, что ему причитается выплата и за дверь. Эксперты нашей компании проверили и установили — действительно, дверь повреждена, и мы все выплатили. Но гораздо чаще бывает другое: клиенты хотят получить деньги за повреждения, нанесенные раньше, — и эксперты снова вынуждены проверять. Все это требует времени».

По словам директора Санкт-Петербургского филиала «Московской страховой компании» Радия Негодина, когда клиенты жалуются на задержки выплат, они должны понимать, что многое зависит от того, насколько правильно и оперативно они соберут необходимые документы. Например, по правилам ОСАГО водители — участники ДТП должны вручить (направить) страховой компании заполненное извещение о ДТП в течение 5 рабочих дней после происшествия. Однако водители практически никогда не уведомляют страховые компании в этот срок. Или — решение о виновности участников ДТП должно выноситься ГИБДД в течение 10 дней, но в эти сроки можно уложиться только в том случае, когда обе стороны без задержек добираются до дознавателя. Если виновник ДТП не приходит, процедура растягивается на месяцы.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.



что будет если обмануть страховую компанию:По статистике, до 70% всех случаев страхового мошенничества приходится на автострахование. Считается, что если взять в долю инспектора ГИБДД и страхового агента, то мошенничество вполне может увенчаться успехом.