Что клиент должен выдать экспедитору для выполнения его обязанностей

Экспедирование грузовых перевозок

Доставка чего-нибудь (товаров, корресподенции и т.п.) по назначению. Кто может сделать это лучше, чем специально наученные специалисты-экспедиторы, которые кроме непосредственного отправления и получения грузов по заказу клиента выполнят целый ряд других действий физического и юридического характера? Об этих специфических услугах и о том, как их учитывать, мы поговорим в этой статье.

Транспортная экспедиция как вид деятельности в сфере транспортировки грузов

Экспедиция — это в гражданском праве договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (клиента) и от нее или своего имени отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять другие связанные с этим действия, а клиент — сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора.

Транспортно-экспедиторская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности и включает в себя оказание транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов.

Транспортно-экспедиторскую деятельность могут осуществлять как специализированные предприятия (организации), так и другие субъекты хозяйствования.

Отношения в области транспортно-экспедиторской деятельности регулируются Гражданским кодексом (глава 65), Хозяйственным кодексом (глава 32), Таможенным кодексом, законами Украины «О транспорт­ноэкспедиторской деятельности», «О транспорте», «О внешнеэкономической деятельности», «О транзите грузов», другими законами, транспортными кодексами и уставами, а также другими нормативно-правовыми актами, которые издаются в соответствии с ними.

Все эти законодательные акты во многом повторяют друг друга и, на наше счастье, почти не содержат в себе противоречивых положений. Специальным законодательным документом по этому вопросу является Закон об экспедиции.

Статья 8 этого Закона предусматривает, что экспедиторы предоставляют клиентам услуги в соответствии с требованиями законодательства Украины и государств, территорией которых в соответствии с перечнем услуг, определенных в правилах осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, транспортируются грузы, а также оказываются другие услуги, определенные по договоренности сторон в договоре транспортного

экспедирования. Такие услуги оказываются в случае экспорта и импорта в Украину, внутренних перево­зок и транзита территорией Украины или других государств.

Субъектами экспедиторской деятельности являются:

Участники транспортно-экспедиторской деятельности — клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, которые выполняют работы (оказывают услуги) при перевозке грузов. К этому перечню можно еще добавить страховых агентов.

Клиент — потребитель услуг экспедитора (юридичес­кое или физическое лицо), которое по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить, организовать или обеспечить выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору. В роли клиента может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Перевозчик — юридическое или физическое лицо, которое взяло на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза по доставке к месту назначения доверенного ей груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указан-

ному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком;

Экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствования, который по доверенности клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования;

К основным услугам экспедитора можно отнести его договорное обязательство за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. При этом стороны договора транспортного экспедирования могут определить вид транспорта и маршрут, которым будут осуществлены перевозки груза. По необходимости клиент может возложить на экспедитора обязательства, заключить от его или своего имени договор перевозки груза, обеспечения отправления и получения груза, а также другие обязательства, непосредственно связанные с перевозкой.

К дополнительным услугам экспедитора в рамках отношений транспортного экспедирования законодатель относит другие услуги, необходимые для доставки груза, а именно: проверку количества и состояния груза, его загрузку и разгрузку, уплату пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей, страхование груза и рисков его утери и т.п.

Детальный перечень видов транспортно-экспедиторских услуг приведен в ст. 8 Закона об экспедиции. А в статьях 10-13 данного закона оговорены права и обязанности экспедитора и клиента. В частности, в соответствии со ст. 13 указанного закона экспедитор осуществляет страхование груза и своей ответственности в соответствии с законом и договором транспортного экспедирования.

В случае привлечения экспедитором к выполнению его обязательств по договору транспортного экспедирования другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от лица клиента. Кроме того, законодатель подчеркивает, что функции экспедитора может выполнять и перевозчик по договору перевозки (см. ч. 2 ст. 929 ГКУ). В этом случае заключается, так называемый, смешанный договор, который содержит в себе элементы как договора перевозки, так и договора транспортного экспедирования.

За нарушение обязанностей по договору транспортного экспедирования экспедитор отвечает перед клиентом в соответствии со ст. 14 закона об экспедиции, и главой 51 ГКУ. В случае привлечения экспедитором к выполнению своих обязанностей по договору транспортного экспедирования других лиц экспедитор отвечает перед клиентом за нарушение договора (ст. 932 ГКУ).

Основные требования законодательства к договору транспортного экспедирования

Статьями 929 ГКУ, 316 ХКУ и 9 Закона об экспедиции установлено, что по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Кроме того, договором транспортного экспедирования может быть установлено, что обязанность экспедитора — организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от лица клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой.

Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено оказание дополнительных услуг, необходимых для доставки груза.

При заключении такого хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора в соответствии со статьей 180 ЦКУ и ст. 9 Закона об экспедиции. Причем, в соответствии с тем же законодательством важны условия, признанные такими по закону (ст. 9 Закона об экспедиции) или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по требованию одной из сторон необходимо достичь согласия.

ХКУ устанавливает важную для хозяйственных договоров особенность, в соответствии с которой плата по договору транспортного экспедирования осуществляется по ценам, которые определяются главой 21 этого Кодекса. В частности, ст. 189 ХКУ указывает, что цена является важным условием хозяйственного договора и указывается в договоре в гривнах. Лишь во внешнеэкономических договорах (контрактах) цены могут определяться в иностранной валюте по согласию сторон. При осуществлении экспортных и импортных операций в расчетах с иностранными контрагентами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативными ценами.

Договор транспортного экспедирования заключается исключительно в письменной форме (ст. 930 ГКУ, ст. 9 Закона об экспедиции). При этом в случаях, когда условиями договора предусмотрено совершение экспедитором действий от лица клиента, последний должен выдать экспедитору доверенность. И этот момент главному бухгалтеру следует помнить всегда, поскольку он должен такую доверенность подписывать.

Как свидетельствует статья 9, Закон о лицензировании, где приведен перечень работ, услуг, подлежащих лицензированию, лицензированию подлежит транспортировка оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов автомобильным, железнодорожным, авиационным, речным, морским транспортом, перевозка пассажиров, грузов в такси, транспортировка нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортировка природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение. Итак, как видно из перечня, лицензию на перевозку должен получить перевозчик (транспортировщик), а не экспедитор.

Документальное оформление экспедиторских услуг

При рассмотрении этого вопроса необходимо знать, что всю документацию, которая оформляется сторонами договора(ов) по перевозке и экспедированию груза, можно условно разделить на первичные документы, необходимые экспедитору для выполнения им своих договорных обязанностей относительно договора транспортного экспедирования, и первичные документы, необходимые бухгалтерии самого экспедитора для осуществления соответствующего бухгалтерского и налогового учета.

Что касается первой группы документов, то о необходимости обеспечения ими экспедитора сказано в ст. 933 ГКУ:

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также информацию, необходимую для выполнения экспедитором обязанностей, установленных договором. В случае непредоставления клиентом документов и необходимой информации экспедитор имеет право отложить выполнение своих обязанностей по договору транспортного экспедирования до предоставления документов и информации в полном объеме.

Кроме того, экспедитор в случае ее неполноты имеет право требовать у клиента необходимую дополнительную информацию и вместе с тем должен сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации.

А в случаях, когда экспедитор берет на себя дополнительные обязательства (например, таможенное оформление товара, уплату пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента; получение груза в пункте назначения;

получение необходимых для экспорта и импорта документов; страхование и т.п.), то в таком случае он сам должен эти документы как следует оформить, заверить подписями ответственных должностных лиц и печатями (где их наличие предусмотрено формами этих первичных документов) и передать их по назначению, а определенное количество оригинальных экземпляров таких документов — клиенту. При этом ксерокопии некоторых из них, а именно тех, что прямо или опосредованно подтверждают факт выполнения экспедитором работ, предусмотренных договором экспедирования, он должен сдать в свою бухгалтерию.

Что еще необходимо знать главбуху, так это то, что перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными языком международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или государственным языком, если грузы перевозятся в Украине. Таким документом может быть авиационная грузовая накладная (Air Waybill), международная автомобильная накладная (CMR), накладная СМГС (нак­ладная УМВС), коносамент (Bill of Lading), накладная ЦІМ (CIM), грузовая ведомость (Cargo Manifest), другие документы, определенные законами Украины.

Сам факт оказания услуги экспедитора согласно ст. 9 Закона об экспедиции при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т.п.), которые отражают путь следования груза от пункта его отправления в пункт его назначения.

В этом смысле не следует забывать, что п. 1.3 Положения 88 требует:

Все первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность должны составляться на украинском языке. Вместе с украинским языком может применяться другой язык в порядке, определенном статьей 11 Закона Украины «О языках в Украине». И на этом основании проверяющие вас ревизоры могут требовать от вас предъявления им благоустроенного аутентичного перевода первичного документа на государственный язык.

Что касается первичных документов, необходимых экспедитору для ведения собственного учета, то о них говорится в ст. 9 Закона об экспедиции:

Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т.п.), выданные субъектами хозяйствования, привлекавшимися к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти.

У кое-кого возникает резонный вопрос, необходимо ли экспедитору подписывать с клиентом акт приема-передачи выполненных работ. Поскольку о нем закон и ХКУ ничего не говорят. Однако, по моему мнению, такое требование содержится в ст. 208 ГКУ «полномочия, которые необходимо совершать в письменной форме» и, в частности:

В письменной форме необходимо оформлять: 1) правомочия между юридическими лицами; 2) правомочия между физичес­ким и юридическим лицом.

Причем, правомочие считается содеянным в письменной форме, если оно подписано его стороной (сторонами) (ч. 2 ст. 207 ГКУ). Итак, подписание такого акта является обязательным для сторон договора.

Некоторые особенности, которые необходимо знать бухгалтеру при ведении бухучета экспедиторских услуг

Во-первых, в соответствии с Хозяйственным кодексом, транспортная экспедиция считается вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза (ч. 4 ст. 306). Итак, есть все основания считать ее своего рода посреднической деятельностью.

Исходя из этого платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования.

В такую плату не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других (третьих) лиц (перевозчиков, транспортных агентов, страховых агентов, таможенных брокеров и так далее), привлеченных им или клиентом к выполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), которые платятся при выполнении договора транспортного экспедирования.

Во-вторых, экспедитору необходимо вести обособленный (отдельный) учет услуг третьих лиц, которые принимают участие в перевозке груза.

Может быть и то, что какую-то часть работ экспедитор выполняет сам, тогда он учитывает и облагает их налогами в общем порядке.

А деньги, которые поступают от клиента на счета экспедитора для оплаты третьим лицам за выполненные ими работы, предоставленные услуги — доходом в бухгалтерском учете экспедитора, п. 6.2 П(С)БУ 15, не считаются. И не включается в его расходы суммы, уплаченные третьими лицами за их услуги.

Полученный от клиента груз, предназначенный для перевозки, экспедиторы учитывают на забалансовом счете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ — Хозяйственный Кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV

3. Закон об экспедиции — Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV.

4. Закон о языках — Закон Украины «О языках в Украинской ССР» от 28.10.1989 г. № 8312-XI.

5. Закон о лицензировании – Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06,2000 г. № 1775-III.

6. Положение № 88 — «Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете», утвержденное приказом МФ Украины 24.05.1995 г. № 88.

7. П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом МФУ от 29.11.1999 г. № 290.



что клиент должен выдать экспедитору для выполнения его обязанностей:ВСЕ для бухгалтеров, предпринимателей, юристов, кадровиков. Новости и аналитика от редакции ДЕБЕТА-КРЕДИТА. Форумы, журнал, вебинары, бланки, календари