Что означает выражение жемчужина в короне британской империи

§ 14. Индия

Индия — жемчужина в английской короне. Индия, богатая и сказочная страна, издавна привлекала внимание купцов, европейских монархов, всякого рода авантюристов. Португальцы, испанцы, англичане, французы пытались закрепиться на Индостанском полуострове. Больше всего преуспела английская Ост-Индская компания, ставшая фактически верховным владыкой на полуострове. С 1784 г. действовало так называемое «двойное управление» Индией, и в Калькутте появился генерал-губернатор, а в Мадрасе и Бомбее — губернаторы со свитой чиновников, военных, местных феодалов и прислужников. Ост-Индская компания установила систему налогового грабежа, эксплуатации и крестьян, и феодалов, и князей. Компания подчинила себе практически все княжества, собирала налоги через систему откупщиков и посредников.

Бесстыдный грабеж богатств страны, зверства колонизаторов становились время от времени предметом судебных разбирательств в Великобритании. Скандальную огласку приобрел тянувшийся несколько лет процесс по делу бывшего генерал-губернатора У.Гастингса, который грабил сокровищницы индийских князей. Этим не гнушалась и королева Виктория, которая присвоила знаменитый бриллиант «Кох-и-Нур», принадлежавший вывезенному в Англию малолетнему махарадже сикхов.

Подавив восстание в Индии в 1857—1858 гг. Великобритания провела некоторые реформы. В 1858 г. была ликвидирована Ост-Индская компания. Индия перешла под власть короны. Генерал-губернатор Индии стал именоваться вице-королем. Политика по колониальному управлению была в руках Совета министров. В 1877 г. королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Это было пышно отмечено в Индии, в столице Великих Моголов Дели. 600 вассальных князей, украшенных драгоценностями, участвовали в торжественной церемонии.

Социально-экономическое положение Индии в конце XIX — начале XX в. После подавления восстания английские власти приняли закон «О постоянной аренде». По этому закону крестьянин-арендатор мог стать собственником участка арендованной земли, если сумел доказать в суде, что именно этот участок он постоянно арендовал в течение 13 лет. В сущности закон не менял запутанной и сложной системы аграрных отношений, которая была создана колонизаторами на основе сохранения традиционной государственно-феодальной собственности на землю. Помещик-заминдар сдавал землю по частям в аренду посредникам. С этих посредников («постоянных арендаторов») собиралась рента по размерам, определенным законом. Более мелкие помещики, формально тоже числившиеся в «постоянных арендаторах», по своему усмотрению повышали ренту с крестьян-субарендаторов.

Индийское общество отличалось глубоким разделением по религиозному, кастовому, национально-языковому признакам, что использовали в своих целях колонизаторы (политика «разделяй и властвуй»). Так, например, в англо-индийской армии треть полка составляли мусульмане, треть — индусы, треть — сикхи, при этом они принадлежали к разным национальностям и кастам. В основе кастового строя, унаследованного из древности, лежало деление на три основные наследственные «чистые» касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшии (крестьяне, купцы, ремесленники) и одну «нечистую» касту — шудры (рабы, слуги).

К концу XIX в. кастовое деление общества уже не совпадало с социальной структурой. Например, брахманы в ничтожном числе были жрецами, их основная масса стала феодалами, купцами, ремесленниками, крестьянами. Такое же изменение претерпели и иные касты, вместе с тем кастовая обособленность оставалась. В условиях застойности индийского общества профессиональное деление также имело форму касты (врачей, писцов, ткачей, кожевников, кузнецов, ростовщиков и т.д.). Число каст составляло многие сотни. Наиболее обездоленной частью общества были «неприкасаемые», которых насчитывалось несколько десятков миллионов.

Во второй половине XIX — начале XX в. значение Индии как поставщика сырья, продовольствия и сферы приложения капитала особенно возросло. К началу XX в. было построено около 30 тыс. км железных дорог. Английскому капиталу в Индии принадлежали чайные (в Бенгалии, Ассаме), кофейные и каучуковые плантации, джутовые фабрики в Калькутте, железные дороги, многие текстильные фабрики. Английские банки контролировали всю внешнюю торговлю, финансировали деятельность английских фирм.

В конце XIX — начале XX в. ускорилось развитие национальной промышленности. К 1911 г. появилось около 200 текстильных фабрик, принадлежавших национальному капиталу, начался выпуск продукции на металлургическом заводе, построенном крупным индийским предпринимателем Тата. Вместе с тем основная часть индийской промышленности еще находилась на мануфактурной стадии.

Позиции национальной буржуазии отличались двойственностью: имея глубокие противоречия с английским империализмом, в то же время значительная часть верхушки буржуазии была тесно связана с английским финансовым капиталом.

Медленное развитие капиталистических отношений выражалось и в том, что современных предприятий строилось очень мало. Численность рабочего класса была ничтожно мала (около 1%). В деревне продолжали господствовать феодальные отношения. Аграрное перенаселение усиливалось в связи с бегством миллионов людей от голода и нищеты из городов. За первое десятилетие XX в. удельный вес занятых в сельском хозяйстве возрос с 66% до 72% самодеятельного населения. В деревне широко распространялась мелкокрестьянская издольная аренда, почти даровой наемный труд. Города стали центрами голода, нищеты и социальных волнений, в то время как в XIX в. такими центрами были сельские районы.

Деятельность Индийского национального конгресса. Становление индийской буржуазии и упрочение ее позиций в конце XIX в. было той почвой, на которой возникло национально-освободительное движение. В 70—80-е гг. среди части индийской интеллигенции распространились патриотические настроения. Представители националистических кругов объединились в культурно-просветительские общества. Их участники призывали возвратиться к древним верованиям («Назад к Ведам»), отвергали кастовое деление индийского общества, провозглашали равенство людей и народов, ставили целью возрождение индийской культуры Призывы к возврату в прошлое не могли скрыть действительного буржуазно-националистического и демократического содержания общественного движения. Наряду с возрождением культуры выдвигались планы создания системы европейского просвещения, проведения социальных реформ и развития индийской промышленности.

Ведущей организацией национально-освободительного движения стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Эта организация образовалась в 1885 г.

Общим языком для участников учредительного съезда ИНК был английский, так как делегаты принадлежали к различным индийским народностям. ИНК стал символом единства Индии в ее движении к независимости, несмотря на умеренность его лидеров и ограниченность программы. Появилась основа организованного сознательного национального движения.

Первоначально английские колониальные власти благосклонно отнеслись к созданию ИНК, однако вскоре отношения обострились вплоть до враждебности.

В Национальном конгрессе доминировало умеренное либеральное буржуазно-националистическое крыло, которое определило программу организации и ее требования: защита национальной промышленности, снижение налогов, создание системы банковского кредита, расширение самоуправления и выборного представительства, сотрудничество с колониальными властями.

Левое крыло в конгрессе представлял Б. Г. Тилак (1856—1920), а также мелкобуржуазные демократы Бенгалии. Тилак окончил юридический факультет, приобрел большую известность благодаря своим статьям и созданной им школе, где преподавание велось в национальном и патриотическом духе. Тилак происходил из брахманской семьи, видел в религии индуизма сплачивающий элемент. Он сам строго соблюдал кастовые предписания и организовывал религиозные празднества. Выступая за безусловную ликвидацию английского колониального господе-

тва, Тилак негативно относился к программам социальных реформ и отвергал совместные действия с либеральным крылом национального движения. Он не поддерживал вооруженные и террористические методы борьбы и тем не менее английский суд в 1897 г. приговорил его к каторжным работам «за отсутствие добрых чувств к англо-индийскому правительству и проповедь ненависти к нему». В тюрьме Тилак написал труд об исторической давности Вед, который был высоко оценен в международных научных кругах. Протесты против осуждения Тилака заставили колониальные власти досрочно его освободить. 10 тысяч бомбейских рабочих приветствовали Тилака по выходе на свободу.

Подъем индийского национально-освободительного движения. В начале XX в. национально-освободительное движение находилось на подъеме. Этому способствовало немало факторов, прежде всего, укрепление позиций национальной буржуазии, патриотической интеллигенции, пробудившихся к активной борьбе рабочих (особенно в промышленных центрах Бомбея и Калькутты). Обычными стали выступления крестьянства против феодальной эксплуатации. Провокационная политика вице-короля Керзона, направленная на раскол индийского общества, подогревала недовольство. Керзон распустил выборный муниципалитет в Калькутте, увеличил вдвое плату за обучение в высших учебных заведениях, что закрыло многим индийцам дорогу к образованию. Керзон утвердил закон о разделе Бенгалии на две административные части, что рассекало исторически сложившуюся национальную и территориальную общность бенгальцев. Этот жестокий удар по национальным чувствам бенгальцев стал последней каплей, переполнившей чашу терпения народов Индии. В колонии начался подъем национально-освободительного движения.

Главными центрами стали Бенгалия, Пенджаб и Бомбей По предложению Национального конгресса 16 октября 1905 г. э Бенгалии был проведен и поддержан по всей стране национальный траур (фактически общенациональная забастовка) в знак протеста против раздела Бенгалии.

Началось движение «свадеши», то есть движение бойкота английских товаров.

Обострившаяся обстановка в стране побудила даже умеренную часть Конгресса поддержать решение о требовании «свараджа» (самоуправления), под которым понималось предоставление самоуправления в рамках Британской империи по примеру переселенческих доминионов (Канада, Австралия).

В 1907 г. движение бойкота английских товаров («свадеши») стало перерастать в движение с требованием самоуправления («сварадж»). Особенно широко массовые мирные выступления, забастовки, митинги, шествия проходили в Бенгалии, Пенджабе, Мадрасе, во многих других провинциях Индии. В октябре прошла всеобщая стачка железнодорожников Восточно-Индийской дороги. Она парализовала экономическую жизнь в провинции, вице-король в Калькутте оказался отрезанным от всей страны

Кульминацией национально-освободительного движения стала политическая стачка в Бомбее в июле 1908 г. Стачке предшествовали крупные волнения в других провинциях Индии. Английские власти начали репрессии. В 1907 г был принят закон о бунтовщиках, запрещавший митинги и демонстрации, а в 1908 г. — закон, по которому закрывались газеты, «подстрекающие к мятежу». На основе этого закона был арестован Тилак, над ним был затеян политический процесс, который привлек внимание всей страны. Голосами присяжных-англичан Тилак был осужден на долголетнюю ссылку, хотя присяжные-индийцы высказались за оправдание. Эта очевидная предубежденность суда взорвала страну. 23 июля 1908 г. в Бомбее началась всеобщая политическая забастовка: прекратили работу все предприятия, магазины, транспорт, учебные заведения. Демонстрации и митинги перерастали в стычки с полицией. Подавить стачку не удалось. Она была прекращена через шесть дней, как об этом было заранее объявлено ее организаторами.

Бомбейская стачка и подъем освободительного движения заставили английские колониальные власти пойти на уступки: увеличилось представительство выборных лиц в совете при вице-короле, в законодательных собраниях провинций было создано выборное большинство. Однако были предприняты попытки внести национальный и религиозный раскол в индийском обществе — выборы проводились по куриям (в том числе мусульманской). Наконец, вице-король отменил в 1911 г. закон о разделе Бенгалии и из беспокойной Калькутты перебрался в Дели, столицу Великих Моголов.

Начало «движения ненасильственного сопротивления». В национально-освободительном движении вызревала программа демократических требований, далеко идущих реформ. Стали сближаться позиции Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги. Примечателен одновременный съезд ИНК и Мусульманской лиги в Лакнау в 1916 г. Хотя эти организации заседали порознь, они приняли аналогичные требования. Среди них — немедленное предоставление Индии широкого самоуправления, назначение индийцев на командные посты в армии, расширение таможенной автономии, установление индийского контроля над финансами.

В годы первой мировой войны в индийском национально-освободительном движении заметной личностью стал М. К. Ганди (1869— 1948). Ганди прибыл в Индию из Южной Африки, где он приобрел большой опыт организации специфической формы национально-освободительной борьбы — «ненасильственного сотрудничества» с властями. Эта форма борьбы — «сатья-граха» (упорство в истине) — была отработана Ганди в Южной Африке в борьбе против расовой дискриминации индийских иммигрантов. Основой учения Ганди послужила теория ненасилия Л. Н. Толстого, идеи мирного массового действия, мирных шествий и других ненасильственных выступлений. Ганди был противником насилия и вооруженной борьбы, сознавая, что Индия с ее ранимым и взрывоопасным разделением на касты, языковые и национальные группы, различные конфессии должна избегать крайностей. Теория «ненасильственного сопротивления», или гражданского неповиновения, и опыт ее применения в Индии приобрели впоследствии широкую популярность на международной арене.

Национально-освободительному движению Индии в начале XX в. не удалось осуществить свои цели. Для успеха еще не созрели социальные силы, авангард движения (буржуазно-демократические, и революционные патриотические силы) не получили достаточно широкой поддержки со стороны массового движения. Слишком много факторов (кастовых, религиозных, корпоративных, региональных, социальных) стояло на пути консолидации национально-освободительных сил. Однако был обретен бесценный опыт борьбы за свободу.

Вопросы и задания. 1. Охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение Индии в конце XIX —начале XX в. 2. Что собой представлял ИНК и его левое крыло? 3. Расскажите о национально-освободительном движении Индии в начале XX в. Определите его главные движущие силы. 4. Что вы знаете о М. Ганди и его участии в ненасильственном сопротивлении?

§ 15. Турция

Османская империя к началу XX в. В начале XX в. Османская империя переживала трудные времена. Ее территория, кроме Анатолийского полуострова (собственно Турции), занимала обширные провинции или зависимые страны от Алжира до Египта (захваченного Англией в 1882 г.), часть Аравийского полуострова, Палестину, Сирию, Ливан, Ирак, а в Европе Македонию, Румелию и другие провинции. Но это был колосс на глиняных ногах.

Османская империя стала объектом межимпериалистической борьбы: на Ближнем Востоке и на Балканах сталкивались интересы Англии, Франции, Германии, царской России и Австро-Венгрии. В арабских провинциях поднималась волна национально-освободительного движения, которую использовали в своих интересах империалистические страны. В европейских провинциях Турции не прекращалась борьба народов Балкан за свободу. Внутри самой Турции зрели социальные силы, готовые к борьбе за буржуазные преобразования. Разрушаемая внешними и внутренними противоречиями, Османская империя долго просуществовать не могла.

После русско-турецкой войны 1877—1878 гг. турецкие финансы оказались в полном расстройстве. Страна объявила второй раз о банкротстве. Это позволило империалистическим державам взять на себя финансовый контроль. За взысканием платежей следила специальная организация «Управление оттоманского долга», насчитывавшая свыше 5 тыс. служащих. Пользуясь ослаблением страны и ее полной финансовой зависимостью, западные империалистические державы навязывали Турции кабальные условия займов и концессий, прежде всего в железнодорожном строительстве. Особенно преуспела в этом Германия, заключившая с Портой соглашение о строительстве железной дороги, проходящей от Берлина через всю Малую Азию до Багдада и Кувейта. Отсюда и ее название «Багдадская железная дорога».

В конечном итоге подчинение финансов, внешней и внутренней торговли Турции иностранному капиталу привело к превращению империи в полуколонию империалистических держав. Султан Абдул-Хамид стал марионеткой империалистических держав. Он жестоко преследовал любую оппозицию своей власти. Угнетение подданных освящала мусульманская религия. В самой Турции и в провинциях за ее пределами сохранялась феодальная система землевладения и кабальная аренда. Массы крестьян оставались без земли. Султанский двор ловко использовал для сохранения власти провоцируемые столкновения различных народов, населявших империю. Восстания армян, партизанская борьба в Македонии, восстание на Крите, вылившееся в греко-турецкую войну 1897 г. рост оппозиционных сил в самой Турции были признаками вызревания революционной ситуации.

Младотурецкая буржуазная революция 1908 г. В 1899 г. учащиеся военного училища в Стамбуле создали тайное общество «Единение и прогресс». В эмиграции возникла другая организация во главе с Ахмедом Реза. Обе организации объединяли в основном молодую интеллигенцию (отсюда их название в европейских странах — младотурки). Своей целью они поставили восстановление конституции 1876 г. проведение умеренных буржуазных реформ, модернизацию общества по европейскому образцу.

Если по вопросу о восстановлении конституции и проведении умеренных реформ среди членов организаций больших расхождений не было, то по национальному вопросу они не были согласны. Группа Ахмеда Реза отстаивала идею «османизма», то есть сохранения империи, не учитывая при этом интересы других национальностей(арабов, славян, армян, курдов, греков и др.), которые входили в состав Османской империи. Другая группа стояла на позициях децентрализации империи и признании автономии нетурецких народов, только в 1907 г. эти и другие разногласия были временно преодолены. В Париже состоялся съезд различных младотурецких обществ. Съезд принял программу действий по свержению деспотического режима Абдул-Хамида. Было решено начать подготовку к восстанию.

Восстание началось с выступления армейских частей в Македонии 3 июля 1908 г. Молодой майор Ахмед Ниязи-бей создал партизанский отряд, ушел в горы. Абдул-Хамид поспешил объявить о восстановлении конституции. «Дети мои, — говорил он, — я всегда был конституционалистом. В том, что конституция запоздала, виноваты окружающие меня дурные советники. Клянусь Кораном и мечом, что буду защищать конституцию». Абдул-Хамид нарушил свою клятву. Младотурки оказались доверчивыми, свою программу они проводили умеренно и непоследовательно, вопреки своим собственным решениям оставили султана главой государства. 13 апреля 1909 г. султан при поддержке духовенства и лидеров реакционных организаций поднял против правительства мятеж стамбульского гарнизона с требованиями восстановления шариата, отмены конституции, возрождения самодержавной власти султана. Младотурки сумели быстро подавить мятеж и до 1918 г. в основном сохранили правительственную власть. Но и на этот раз они не затронули власти султана, заменив лишь Абдул-Хамида на безликого Мехмеда.

Младотурки не выполнили обещаний провести антиимпериалистические и антифеодальные преобразования. Они шли на компромиссы с реакцией и мусульманским духовенством. Более того, в борьбе со своими политическими противниками младотурки стали прибегать к диктаторским методам правления. Не удалось им и освободиться от политического, экономического и военного диктата империалистических держав. Лишь накануне первой мировой войны правительство приняло ряд мер, способствующих развитию национальной промышленности и ослаблению феодальных форм эксплуатации крестьянства.

Усиление националистических «пантюркистских» идей вызвало в стране волну погромов и преследований армянских и греческих торговцев и предпринимателей. Младотурки пытались превратить греков, болгар, арабов и албанцев в единый народ с одним (турецким) языком. Это привело к подъему антитурецких национальных движений в арабских провинциях и на Балканах. Идея независимости арабских стран стала знаменем национальной буржуазии и даже ее компрадорской части. Младотурки жестоко расправились с движением за реформы в Сирии и Ливане, где националисты выступали за скромные требования автономии в рамках империи. В годы первой мировой войны антиармянская политика младотурок вылилась в массовое истребление армян.

Турецкая революция устранила наиболее варварские методы управления, стал работать выборный парламент (меджлис). Младотурки ввели начала конституционных норм, которыми, правда, сами пренебрегали. Их удовлетворяла конституционная монархия. Они не смогли провести в жизнь принцип светского государства. Непоследовательность решения буржуазных задач революции в Турции объясняется слабостью социальных сил, выступавших за буржуазный путь развития и модернизацию по западному образцу, ограниченностью национальной буржуазии, тесно связанной с торговлей, ростовщичеством, с иностранным капиталом. Наконец, руководители революции и правительства из младоту-рецких националистических организаций были весьма консервативны Их националистические взгляды («османизм», «пантюркизм») не позволяли вовлечь в преобразования другие народы империи. Напротив, это создавало угрозу дальнейшего ее распада. Борьба вокруг наследия Османской империи стала прелюдией первой мировой войны (о распаде империи и Балканских войнах см. § 20).

Вопросы и задания. 1. Охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение Турции в конце XIX в. 2. Расскажите о младотурецкой революции 1908 г и ее итогах. 3. Что мешало Турции выйти на путь модернизации?



индии, национально, движения, турции, власти, империи, документ:Индия — жемчужина в английской короне. Индия, богатая и сказочная страна, издавна привлекала внимание купцов, европейских монархов, всякого рода авантюристов.