Кто положил начало материалистической традиции в русской философии

Материалистическая традиция русской философии

С середины ХIХ в. – начале ХХ вв России получило развитие материалистическое направление в философии.

Первый этап в развитии этого направления представлен именами А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и др. — революционеров-демократов, боровшихся против крепостничества и самодержавия. Многие из них прославились как публицисты и литературные критики. Журнальная публицистика служила для них формой пропаганды философских и социально-политических убеждений.

Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889) шел по пути соединения материализма и диалектики. Чернышевский – представитель антропологического материализма в русской философии. В своих философских трудах он рассматривает человека как существо биологическое, говорит о единстве законов природы и общества.

Социальные взгляды Чернышевского также во многом носят материалистический характер. Он развивал идею утопического социализма (роман «Что делать?), однако путем решения социальных проблем считал не реализацию утопических проектов, а народную революцию как предпосылку социалистических преобразований, которые он связывал с ограничением частной собственности, ликвидацией наемного труда, развитием коллективного способа ведения хозяйства.

Второй этап развития взглядов на общественный прогресс, на революционное развитие общества связан с течением народничества.

М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин — теоретики анархизма. М.А. бакунин представлял общественный прогресс как эволюционный переход человечества из мира природы в «царство свободы». Бакунин рассматривал религию и государство как главное зло общества. Государство он считал главным препятствием на пути построения социализма, т.к. смена его форм приводит не к освобождению человека, а к замене одной формы эксплуатации другой.

Третий этап развития материалистических представлений связан с распространением в России марксизма .

Г.В. Плеханов (1856 – 1918) теоретик марксизма, основатель социал-демократического движения в России. Его главной заслугой является последовательное материалистическое понимание истории. Следуя марксистской традиции, Плеханов говорил об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию: изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях влекут за собой перемены в идеях, чувствах, верованиях людей.

Большое внимание он уделял вопросу о роли народных масс и личности в истории. Творцами истории он считал народные массы. По его мнению, выдающиеся личности могут изменить только «индивидуальную физиономию» и некоторые частные последствия событий, но их общее направление определяется развитием производительных сил. Роль великих людей состоит в том, что они раньше других осознают общественные потребности и предвидят перемены, которые должны произойти в обществе.

В.И. Ленин (1870 – 1924 гг.) продолжает марксистскую традицию в философии, развивает учение Маркса применительно к новому этапу научного и социально-политического развития.

Основной философский труд Ленина – «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин дал глубокий анализ новых достижений естествознания с позиций диалектического материализма и изложил основные принципы диалектико-материалистической теории познания. Ленин считает, что новые открытия в естествознании имеют огромное философское значение, т.к. изменяют картину мира, обогащают наши представления о путях его познания и преобразования.

В этой работе Ленин рассматривает центральные философские категории – материя и сознание. Сознание он определяет как особую функцию высокоорганизованной материи – мозга и усматривает сущность сознания в отражении мира.

Работа «Философские тетради » является значительным вкладом в разработку материалистической диалектики как науки и как метода познания.

Характерная черта творчества Ленина – связь диалектики с жизнью, с общественной практикой, с решением вопросов стратегии борьбы рабочего класса. Важнейшее место в его работах занимает разработка диалектического материализма как теоретической основы революционной деятельности рабочего класса, теории социалистической революции и построения социалистического общества.



кто положил начало материалистической традиции в русской философии:Материалистическая традиция русской философии С середины ХIХ в. – начале ХХ вв России получило развитие материалистическое направление в философии. Первый этап в развитии этого направления