Самоопределение личности как психологическая проблема

Психологическая сущность и механизмы самоопределения

А. Психологической сущностью самоопределения личности является осознанная активность, направленная на познание себя и других.

Так характеризовал данный феномен С. Л. Рубинштейн в контексте выдвинутого им принципа детерминизма, согласно которому признается, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта. При восприятии внешнего воздействия и подготовке к последующему действию происходит объединение процессов: определение свойств внешнего воздействия и определение внутренних свойств объекта. В этом подходе самоопределение выступает как внутренняя детерминация или самодетерминация. В понятии самоопределения выражается активная природа "внутренних условий", через которые преломляются внешние воздействия, роль личности, стремление субъекта сохранить верность себе, избирательно реагировать на ситуации и т.п. Специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия [1] .

Согласно С. Л. Рубинштейну "внешние воздействия", "внешние причины", "внешняя детерминация" – это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, по сути, механизм социальной детерминации, который действует, преломляясь через внутренние условия субъекта. Поэтому самоопределение становится узловой проблемой взаимодействия индивида и общества.

Из этого подхода следует, что человек, сталкиваясь с различными условиями жизни, получает информацию не только о внешнем мире, но и самом себе. Его психологическая активность в интерпретации ситуации сообразно своему опыту, смыслу, что обусловливает, в конечном итоге приводит к индивидуальной реакции на ситуацию и специфике поведения [2] .

• Психологическую сущность самоопределения личности составляет осознанная активность, направленная на познание себя и других.

Б. Содержательным результатом и процессуальным смыслом самоопределения является идентичность (социальная идентичность) [3]. Поэтому самоопределение выступает как процесс достижения социальной идентичности, иными словами, понимания своего места среди других и развития при ответе на вопросы: "Кто Я?" и "Какой Я?"

• Основным содержательным компонентом самоопределения выступает социальная идентичность.

Среди основных результатов этого процесса можно выделить такие, как устоявшаяся система ценностей, жизненные позиции, планы и т.п. Но главным результатом этого процесса является формирование идентичности, системы представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.

Подходы к исследованию идентичности как результату самоопределения

В психологии существуют различные точки зрения на проблему идентичности (Иванова, Румянцева, 2009). Данная проблематика восходит к работам Э. Эриксона, который считал, что главной задачей индивида является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного "Я". Субъект должен ответить на вопросы: "Кто я?" и "Каков мой дальнейший путь?" В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности (Эриксон, 1986).

В психологии бизнеса более распространенным является подход, направленный на изучение социальной идентичности.

Традиция эмпирического исследования социальной идентичности была заложена в работах А. Тэшфела и Дж. Тернера, которые разработали новые подходы к исследованию социальных аспектов личности, особенностей межгруппового взаимодействия: теорию социальной идентичности и теорию самокатегоризации, которые часто рассматриваются как части одного общего подхода в рамках теории социальной идентичности. Эти теории имели большой резонанс, они остаются актуальными и сегодня.

Популярность теории социальной идентичности объясняется обращением к постоянно актуальной теме "своих и чужих" и базируется на идее о том, что каждый индивид имеет определенные социальные характеристики, которые демонстрируют его принадлежность к группе или категории, с одной стороны, и определенные индивидуальные характеристики, свидетельствующие о специфичности, уникальности, с другой.

А. Тэшфела как психолога и человека интересовали вопросы о том, каким образом различные социальные миры влияют на индивидуальный способ видения мира, в котором индивид живет и действует, а также, почему между группами возникают антагонистические отношения. Основной постулат его концепции заключается в следующем: позитивная дифференциация между "Я" внутри и "Я" вне группы достигается через социальное сравнение между собой и членами своей группы (ingroup), а также людьми вне этой группы (outgroup). Это означает, что если у человека сформировалась идентичность с определенной социальной группой, то эта группа пусть немного, но представляется в сознании личности лучше остальных (Иванова, Румянцева, 2009).

Социальная идентичность в определении А. Тэшфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственной принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этой принадлежности, т.е. идентичность представляет собой когнитивно-мотивационный аспект Я-концепции. Знание о своем месте в социальной среде сопровождается и некоторым принятием ее ценностей [4] .

Различие между собой и другими достигается благодаря процессам социального сравнения и категоризации и является ранней и необходимой частью социализации. Ощущение себя и знание "кто я такой", способность "отражать" и осознавать себя – все это формируется в социальном взаимодействии. Эти процессы связаны с нравственными канонами, воспитанными в семье и транслируемыми в обществе.

Мотивацией самоидентификации в этом подходе признается на основе проведенных исследований самоуважение. Поэтому личностная определенность является одним из факторов удовлетворения мотивации самоуважения, что важно помнить руководителям, например, при выстраивании отношений с персоналом.

• Основной мотивацией самоидентификации является самоуважение.

Социальные категории, с которыми человек себя идентифицирует, определяют его реальный статус. Некоторые из категорий являются широкими, такие, как "класс", "раса", "религия", "этнические и половые сообщества". Другие – узкими, они могут создаваться на какое-то время и исчезать, если люди больше не хотят их поддерживать, например, объединения по интересам, политическим взглядам, группы, создаваемые в организации, и т.д. Для любого человека каждая из этих категорий будет означать более или менее принимаемое членство группы. Не все понятия, обозначающие групповое членство, образуют реальный статус человека, лишь некоторые из них оставляют слабый след в содержании социальной идентичности.

Социальная идентичность имеет сложную структуру, но вопрос о взаимовлиянии различных ее видов, иерархическом построении остается еще слабо изученным. Попытки создать упорядоченную модель идентичности показывают сложность и противоречивость этого вопроса [5]. Современной тенденцией является включение в общую картину социальной идентичности личности отдельные разновидности идентичности: гражданскую, семейную, локальную, религиозную, профессиональную и т.д.

Актуализация идентичности происходит под влиянием многих факторов. Среди них выделим деятельность социальных структур, таких как семья, школа, друзья, церковь, профессиональная организация и т.д. В этом вопросе проявляется признание роли социально-психологических факторов в формировании сознания, элементом которого выступает идентичность.

Идентичность имеет внешний поведенческий компонент, который проявляется в поведении человека, его внешнем имидже, манере одеваться, а также в тех местах работы, отдыха, общения, которые он выбирает и т.д. В бизнесе это учитывается в различных аспектах работы с персоналом, при подготовке совещаний, переговоров и других видов делового общения.

Самоопределение выступает как процесс принятия решений о своем месте в социальной и профессиональной среде, своем будущем в контексте проблемных ситуаций. Основная функция самоопределения заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация [6]. По отношению к бизнесу можно сказать, что самоопределение связано с принятием решений о себе, направлении развития своего бизнеса, организации.

Как уже отмечалось, с психологической точки зрения самоопределение выступает как внутренняя активность, которая придает определенность личности и через которую преломляются внешние воздействия. В то же время это и сознательный процесс анализа, принятия, проверки на прочность не только собственной позиции, но и представлений о самом себе в проблемных ситуациях.

Кроме того, в процессе самоопределения проявляется диалектический характер взаимосвязи самоидентификации и самореализации личности. На основе сложившихся представлений о себе и своем месте в социальном мире человек выстраивает логику развития и воплощения своего потенциала в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми и различными сторонами окружающего мира.

Субъект самоопределения – это личность, которая оказалась в проблемной ситуации, перед необходимостью принятия решения о дальнейшей жизнедеятельности. Несмотря на то что возможности выбора регулируются социальными институтами, результат самоопределения основан на осознанной активности и личном решении.

Механизмом самоопределения выступает необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации, принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде, когда старые представления оказываются неадекватными ситуации. Это предполагает анализ внешних условий жизнедеятельности индивида, а также его профессиональных и социальных качеств. Как правило, источник проблем – социальная или профессиональная среда, которая "запускает" соответствующие виды самоопределения: социальное и профессиональное.

  • [1] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. Педагогика, 1973.
  • [2] Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе. Ярославль: МАПН – Аверс Плюс, 2007.
  • [3] Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996; Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 2. С. 28–40.
  • [4] Tajfel A. Experiments in vacuum // The Context of Social Psychology: A Critical Assessment. London, 1972; Tajfel H. Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986. P. 7–24; см. Иванова H. Л. Румянцева T. В. Социальная идентичность: теория и практика. М. Изд-во СГУ. 2008.
  • [5] Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т. 2. № 1. С. 52–60.
  • [6] Иванова Н. Л. Типологические особенности самоопределения представителей менеджмента бизнес-организаций // Психология обучения. 2009. № 6. С. 77–90.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter



психологическая сущность и механизмы самоопределения, подходы к исследованию идентичности как результату самоопределения:Психологическая сущность и механизмы самоопределения А. Психологической сущностью самоопределения личности является осознанная активность, направленная на познание себя и других. Так